Московское центральное кольцо (МЦК) — маршрутная линия железнодорожного[9][10] пассажирского транспорта в Москве[11][12], частично интегрированная с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам[13]. Представляет собой городскую систему движения электропоездов[14] по основному ходу[15] Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). РЖД осуществляет перевозки по договору с заказчиком проекта — Московским метрополитеном[16].

Метрополитен и департамент транспорта Москвы декларируют, что уровень обслуживания пассажиров «полностью соответствует стандартам метро» с точки зрения регулярности движения поездов, организации оплаты проезда и навигации[17], что создаёт единое с метрополитеном пространство[16]. В связи с этим Московский метрополитен позиционирует МЦК как 14-ю линию[18], на вестибюлях станций наряду с логотипом РЖД присутствует логотип метрополитена. Маршрут обозначается на схемах метро белой линией с красной окантовкой под названием МЦК и порядковым номером Московское центральное кольцо[17][19][20]. Проектирование и строительство системы велось под обозначением Московская кольцевая железная дорога (МКЖД)[2][21]; в июне 2016 года было объявлено о том, что на схемах Московского метрополитена система будет обозначена как Вторая кольцевая линия метрополитена[16][17], а в июле 2016 года система получила официальное название Московское центральное кольцо (МЦК)[10].

Малое кольцо МЖД, на котором организовано движение электропоездов МЦК, имеет длину 54 км, располагается вблизи исторически центральной части города, окружая Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км, на западе, юго-западе и юго-востоке вплотную приближается к Третьему транспортному кольцу и проходит вдоль трассы последнего. На линии устроен 31 остановочный пункт с пересадками на 10 линий метро и 9 радиальных направлений железной дороги. Логистическая роль МЦК предполагает генерацию нового пассажиропотока и оттягивание его от метрополитена, а также связь и консолидацию радиальных направлений метро и железной дороги[22].

Как Московская окружная железная дорога магистраль была открыта в 1908 году, до 1934 года по ней осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки, затем — только грузовые и технического характера. После реконструкции два главных пути магистрали используются преимущественно для пассажирского движения. Для грузовых перевозок и технологического движения используется новый, построенный на части линии (37 км) третий главный путь[2][3]. Вся железнодорожная инфраструктура находится в собственности ОАО «РЖД»[23]. В ночной перерыв в целях диагностики и обслуживания пассажирские пути используются для технологического движения дефектоскопов, путеизмерителей, рельсосмазывателей, мотрис[24].

Пассажирское движение на линии открыто 10 сентября 2016 года.

Есть станции, сохранившиеся еще с 1908 года, но осталось их не так много.

Путепровод на 41 версте (1907)

Путепровод на 41 версте (1907)

Андроновка

Андроновка   Андроновка   Андроновка

Белокаменная

Белокаменная   Белокаменная   Белокаменная

Братцево (1907-1908)

Братцево (1907-1908)   Братцево (1907-1908)

Владыкино

Владыкино   Владыкино

Военное поле (1907)

Военное поле (1907)

Воробьевы горы

Воробьевы горы   Воробьевы горы   Воробьевы горы   Воробьевы горы   Воробьевы горы

Канатчиково

Канатчиково   Канатчиково   Канатчиково

Кожухово

Кожухово   Кожухово   Кожухово   Кожухово

Кутузово

Кутузово   Кутузово

Лефортово

Лефортово

Лихоборы

Лихоборы   Лихоборы   Лихоборы   Лихоборы   Лихоборы   Лихоборы   Лихоборы

Потылиха

Потылиха   Потылиха   Потылиха   Потылиха

Пресня

Пресня   Пресня Пресня   Пресня   Пресня   Пресня

Ростокино

Ростокино   Ростокино

Угрешская

Угрешская   Угрешская   Угрешская